Коротина Капитолина Борисовна

Очерк о работе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 351 городского округа Самара

 

 В мире есть две сложные вещи -
управлять и воспитывать.
Иммануил Кант

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Данное направление отражено и в государственном образовательном стандарте, который выступает механизмом, регулирующим качество образования.

Взаимоотношение человека с искусством - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.
В Самаре многие детские учреждения работают в данном направлении, но мне хотелось бы рассказать о деятельности детского сада № 351 со звучным названием «Радуга детства».

Детский сад начал функционировать с 1970 года, поэтому в коллективе ДОУ можно встретить как молодых педагогов, так и более опытных воспитателей, которые трудятся в сфере образования более 25 лет. Управлением образовательного процесса занимаются два специалиста: заведующий ДОУ № 351 Львова Ирина Васильевна и старший воспитатель Коротина Капитолина Борисовна. Они выбрали направление деятельности ДОУ и определили основные задачи его работы:

  сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;

  воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;

  формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;

  создание модели взаимодействия детского сада, семьи и социума в художественно-эстетическом развитии детей.

В своей работе они используют методологические принципы, которые позволяют избежать грубых методических ошибок.

При постановке педагогами проблемы учитывается то, что по данной проблеме уже сделано в передовой педагогической практике.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении - это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает.
Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии-среды обитания человека вообще и ребенка, в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. Вот почему, прежде чем рассматривать, что собой представляет эстетически организованная воспитывающая среда, в которой находится ребенок, следует обратить внимание на то, как понимается среда, в которой живет человек, современными учеными, так как среда всегда должна соотноситься с тем, на кого она обращена, то есть с человеком.

Работа строится, исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и т.п., а также в зависимости от общего состояния и настроения детей.

В организации художественно-эстетического воспитания детей сотрудники предусматривают как организацию самостоятельной поисковой деятельности детей, так и совместную деятельность педагогов с детьми. Методика работы строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у детей формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.

Самостоятельная поисковая деятельность заключается в том, что ребенок сам выбирает сюжет, материал с которым он будет работать, средства выразительности, приемы работы, назначение результата своей деятельности и т.п.

Воспитатель не участвует в процессе изготовления работы, а только наблюдает и помогает ребенку достичь желаемого результата, ведь когда взрослый сам увлечен по-настоящему тем, что делает, тогда и ребенок ненавязчиво, через игру, музыку, изобразительное творчество, вовлекается в волшебный мир сказок, образов, фантазий.

Совместные проекты в музыкально-театрализованном творчестве – это утренники, развлечения, тематические праздники, постановка спектаклей, где взрослые не только руководят творческим процессом, но и наряду с детьми исполняют роли тех или иных героев и персонажей.

Совместные проекты в изобразительной деятельности – это поделки для украшения интерьера детского сада, подарки для малышей, различные конкурсные работы и многое другое.

В результате постоянной и систематической работы по художественно-эстетическому воспитанию, разнообразия форм и методов этой работы, творческому и интегрированному подходу к ней всех педагогов, дети знают разнообразные произведения и их авторов, виды искусств, умеют работать с различными художественными материалами, самостоятельно подбирать средства выразительности, выражать свои эмоции и чувства в различных видах художественно-творческой деятельности.

Велика роль семьи в развитии дошкольников по художественно-эстетическому воспитанию. Родители участвуют в творческих выставках, театрализованных представлениях и оформлении групп.

Детский сад активно и успешно сотрудничает с социально-педагогической средой по художественно-эстетическому развитию детей (это участие педагогов в методических объединениях, посещение детьми концертов, театральных постановок, бесед, участие в детских творческих конкурсах, где работы неоднократно занимали призовые места.)

  Проведенная работа по художественно-эстетическому образованию детей и взрослых позволила:

· воспитать заинтересованность в постановке данной проблемы всего педагогического коллектива и родителей;

· сформировать эстетическое мировоззрение воспитанников;

· научить понимать и ценить красоту;

· повысить художественные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей, что подтверждают результаты диагностики.

Подводя итоги, хочется отметить, что коллектив ДОУ планирует продолжить работу по данной теме, углубить сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей, а так же получить разрешение на открытие экспериментальной площадки на базе ДОУ для разработки методического материала и подбора нового, инновационного инструментария.

13 ноября 2015 в 10:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.